Начало  Главная  »  Ректор Литературного института Борис Николаевич Тарасов

Борис Николаевич Тарасов

Б.Н.ТарасовРектор Литературного института имени А.М.Горького, заведующий кафедрой зарубежной литературы, доктор филологических наук, профессор, Сопредседатель Союза писателей России. Лауреат Международной литературной премии Ф.М.Достоевского, Всероссийской литературной премии им.Ф.И.Тютчева, Всероссийской премии им.Александра Невского, Бунинской премии. Заслуженный деятель науки Р.Ф., Почётный работник высшего профессионального образования РФ. Награждён Золотой Пушкинской медалью и Золотой Тютчевской медалью за вклад в сохранение и развитие традиций отечественной культуры.

Родился 2 апреля 1947 года в городе Владивостоке. Окончил романо-германское отделение филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, а затем аспирантуру Литературного института им. А.М.Горького. Тема кандидатской диссертации: «Эстетическая система Поля Валери», докторской: «П.Я.Чаадаев и русская литература XIX века».

На кафедре зарубежной литературы работает с 1 сентября 1985 года, читает курс зарубежной литературы XYII – XYIII веков, ведёт спецкурс «Паскаль и русская литература», преподаёт историю французской литературы для студентов переводческого отделения, руководит аспирантами, участвует в работе приёмной комиссии и защите дипломов, консультирует отечественных и зарубежных исследователей, возглавляет специализированный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций (Д 212.109.01 при Литературном институте имени А.М.Горького) по следующим специальностям: 10.01.01- русская литература (филологические науки), 10.01.08 – теория литературы. Текстология (филологические науки), 10.02.01 – русский язык (филологические науки).

Читал лекции в университетах Франции, Германии, Швеции, Финляндии, Бельгии, Югославии, Маврикии, Болгарии, Италии. Участвует в международных и всероссийских академических проектах, в международных и всероссийских научных конференциях. Является председателем Тютчевской комиссии при Научном совете «История мировой культуры» РАН.


Из энциклопедии "Русская философия"
(М., Алгоритм, 2007. – С.556-557.)

Тарасов Борис Николаевич (2.04.1947, г.Владивосток) – писатель, философ, литературовед, доктор филологических наук. Окончил Романо-германское отделение филологического ф-та МГУ и аспирантуру Литературного института им. А.М.Горького, где с 1988 г. возглавляет кафедру истории зарубежной литературы, а с 2006 г. является ректором. Тема докторской диссертации – «П.Я.Чаадаев и русская литература XIX века». Книга Б.Н.Тарасова «Паскаль» в серии «ЖЗЛ» (трижды переиздававшаяся) была отмечена всесоюзной премией им.М.Горького за лучшую первую книгу молодого автора. Биография французского учёного и мыслителя была представлена в ней как своеобразное историко-философское исследование, соединившее в культурологическом синтезе личностную, религиозную, научную, социальную проблематику. Такой же подход характерен и для дважды переиздававшейся в той же серии книги Б.Н.Тарасова о Чаадаеве, в которой на основе архивных данных, редких и не вводившихся ранее в оборот документов и свидетельств проведена реконструкция неизвестных элементов биографии, интеллектуальной лаборатории, психологической личности, поворотных этапов жизненной и творческой эволюции «первого русского философа» (Пушкин), переход от декабристского идеалистического мировоззрения к христианскому, раскрыты экзистенциальный генезис и сам процесс возвратно-поступательного движения и драматической пульсации его мысли между религией и наукой, православием и католичеством, славянофильством и западничеством, культурной традицией России и Европы и социальным новаторством, между эвдемоническим и апокалиптическим восприятием истории. Опубликовал в полном составе «Философические письма», а также статьи и письма Чаадаева, дополнив их новыми материалами и прокомментировав. Б.Н.Тарасов – автор вступительных статей и комментариев к нескольким изданиям романов и «Дневника писателя» Достоевского, переводчик и комментатор историософских произведений Тютчева, которые рассматриваются в их системной полноте и широком русско-европейском контексте. В книгах «В мире человека», «Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский», «Куда движется история? (Метаморфозы людей и идей в свете христианской традиции)» и др. эстетическая и философская проблематика творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Тютчева, Достоевского, К.Н.Леонтьева, П.Валери, К.Ясперса и других писателей и мыслителей, своеобразие дискуссий западников, славянофилов и почвенников, особенности правления Александра I и Николая I раскрываются сквозь призму христианского понимания мира и человека, коренных антропологических представлений в русской и западной культуре и основных тенденцией в отечественной и мировой истории. Художественная и философская методология Достоевского характеризуется как пневматология, в которой истинное значение психологических, эстетических, политических, идеологических, социальных и иных проблем рассматривается в сопоставлении с основополагающим метафизическим образом человека, с его ощущением или осознанием собственной природы (образ и подобие Божие или «усиленно сознающая мышь»). В философско-публицистическом наследии Тютчева выявляется глубинная смысловая связь историко-антропологического процесса с воплощением в нём или невоплощением (или искаженным воплощением) христианских начал, а соответственно и с преображением «темной стороны», «исключительного эгоизма» повреждённой первородным грехом человеческой природы. В целом подчёркивается «невидимая» взаимосвязь между психологией и историей, между качеством душевно-духовного состояния и самосознания людей и действительным содержанием прогресса, а также прогностическое значение в отечественной культуре христианской антропологии, которая даёт онтологически выверенный иерархический ключ для «внутреннего» понимания «внешних» процессов жизни. Таким образом, духовно-нравственные критерии и законы жизни становятся мерилом «высшего реализма», позволяющего яснее видеть, на какие (тёмные или светлые) начала человеческой души опираются разные социально-политические или культурно-эстетические явления и ценности определённой эпохи, и соответственно точнее постигать направление отдельных исторических этапов – вперёд-вверх (к преображению внутреннего мира своих «субъектов»), или вперёд-вниз (к апокалиптическому финалу).


Краткая библиография Б.Н.Тарасова

Книги
Паскаль. М., 1979. (Серия ЖЗЛ)
Паскаль. М., (Серия ЖЗЛ); 2-е изд., 1982.
Поиски правды. М., 1984.
Pascalis. Vilnius, 1985.
В мире человека. М., 1986.
Чаадаев. М., (Серия ЖЗЛ); 1986.
Чаадаев. М., (Серия ЖЗЛ); 2-е изд., 1990.
Этические взгляды П.Я.Чаадаева. М., 1989.
«Закон Я» и «закон любви» (нравственная философия Достоевского). М., 1991.
Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский. М., 1999.
Николай Первый и его время. Т.1-2.М., 2000.
Куда движется история? (Метаморфозы идей и людей в свете христианской традиции). СПб.,2002
Мыслящий тростник (Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей). М., 2004.
Историософия Ф.И.Тютчева в современном контексте. М., 2006.
Паскаль. (Серия ЖЗЛ). М., 2006.
Паскаль. М., 2006
Рыцарь самодержавия. М., 2007.
Чаадаев в Москве. М., 2007.
Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе. М., 2008.
Пётр Яковлевич Чаадаев. М., 2008.
Мыслящий тростник (Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей); 2-е изд., 2009.
Тютчев Ф.И. Избранные сочинения. М., 2009 (вступительная статья, перевод с фр. и нем., комментарии)

Статьи
Интеллектуальный «демонизм» и поэтическая «гимнастика» (эстетическая система Поля Валери) // Вопросы литературы. 1976. № 6. С. 163-194.
О теории интеллектуальной поэзии Поля Валери // Писатель и жизнь: Сб. М., 1978. С. 208-219.
Молодой Чаадаев: книги и учителя // Альманах библиофила. Вып. 18. М., 1985. С. 168-188.
П. Я. Чаадаев и русская литература // П. Я. Чаадаев. Статьи и письма. М., 1987 (2-е изд., 1989). С. 3-32 и 5-37.
«Преподаватель с подвижной кафедры»: Новое и забытое о П. Я. Чаадаеве и его современниках // Литературная учеба. 1988. № 2. С. 91-105.
Урок из классики: Достоевский и современность. М., 1989. № 5. С. 186-195.
«Эхо русского народа...» // Пушкинист. М., 1989. С. 254-278.
Что с нами происходит? (вопросы одного диалога) // Что с нами происходит? (Записки современников). М., 1989. С. 163-180.
А. С. Пушкин и П. Я. Чаадаев (эпизоды творческой дружбы) // Солнце нашей поэзии. М., 1989. С. 83-97.
Память поколений // Альманах библиофила. Вып. 26. М., 1989. С. 14-16.
«Отчет о виденном, слышанном и прочитанном» // Ф. М. Достоевский. Дневник писателя (избранные страницы). М., 1989. С. 5-34.
Революционное оскопление, или В мире идеологических зеркал // Литературная газета. 1990. № 48.
«Об истине... О России» (культурно-историческая и литературно-эстетическая полемика западников и славянофилов) // Московский вестник, 1990. № 4. С. 304-321.
«Вечное предостережение» («Бесы» и современность) // Новый мир, 1991, № 8. С. 234-247.
Цена веков // П. Я. Чаадаев. Цена веков. М., 1991. С. 5-28.
Пространство мысли Петра Чаадаева // Литературная газета. 1992. № 12.
Революционный силлогизм и тысячелетняя история (о некоторых уроках полемики западников и славянофилов) // Златоуст. 1992. № 1. С. 293-305.
Куда движется история? (о книге К. Ясперса «Смысл и назначение истории») // Путь. 1993. № 3. С. 263-268.
Вступительная статья к роману Ф. М. Достоевского «Бесы» // Достоевский Ф. М. Бесы. Тула, 1993. С. 5-22.
Вступительная статья к роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Тула, 1994. С. 5-30.
Léon Tolstoï et Blaise Pascal // Revue d’études slaves. 1994. № 1.
В плену короткомыслия (творчество Чаадаева и Достоевского в современном контексте) // Москва. 1994. № 4. С. 162-187.
Свобода «дикого осленка», или Зачем торопить Апокалипсис? (К 200-летию Чаадаева) // Независимая газета. 1994. № 21.
Душа и богатство // Литературная учеба. 1994. № 5. С. 199-210.
Две Европы Достоевского (Европа первая) // Литературная учеба. 1994. № 6. С. 123-147.
Две Европы Достоевского (Европа вторая) // Литературная учеба. 1995. № 1. С. 113-131.
Художественное завещание Достоевского // Московский вестник. 1995. № 1. С. 156-182.
«Непрочитанный» Чаадаев в эсхатологическом контексте русской и западной философской мысли // Сфинкс: Петербургский философский журнал.1995. № 2. С. 171-194.
Ф. И. Тютчев и П. Я. Чаадаев (жизненные параллели и идейные споры друзей-«противников») // Тютчев сегодня. М., 1995. С. 98-116.
«Учиться жить любовной жизнью...» (Дневники Л. Н. Толстого) // Литература. 1995. № 34.
Детство в творческом сознании русских писателей // Литература в школе. 1995. № 4. С. 19-23.
Пасхальный архетип русской словесности // Литературное обозрение. 1997. № 2. С. 89-91.
Неизвестные страницы духовной биографии Чаадаева // Литература. 1996. № 7.
Léon Tolstoï lecteur Blaise Pascal // Revue de la littérature comparée. 1996. № 3. Р. 299-312.
Le problиme de la personne et la mémoire historique dans l’oeuvre de Dostoevsky // Mémoire de la Russie (Identité nationale et mémoire collective). Paris, 1996. Р. 275-292.
«Взгляд» писателя: Некоторые аспекты творческого зрения Пушкина (часть первая) // Литература в школе. 1997. № 2. С. 5-17.
«Взгляд» писателя: Некоторые аспекты творческого зрения Пушкина (часть вторая) // Литература в школе. 1997. № 3. С. 5-17.
Проблемы изучения религиозно-философской мысли Достоевского // Literatury i Jęzieky Słovian Zwschednich stan obecny I tendencje reswojowe. Tom 1. Opole, 1997.
Рождение мыслителя // Петр Чаадаев: Pro et contra. СПб., 1998. С. 620- 647.
Творчество Чаадаева в современном контексте // Петр Чаадаев: Pro et contra. СПб., 1998. С. 675-687.
У времени в плену (Александр I и его эпоха: метаморфозы людей и идей), часть первая // Новая книга. 1998. № 3. С. 32-36.
У времени в плену (Александр I и его эпоха: метаморфозы людей и идей), часть вторая // Новая книга. 1998. № 4. С. 38-42.
«Последнее слово» (А. С. Пушкин - П. Я. Чаадаеву), часть первая // Новая книга. 1998. № 7. С. 23-25.
«Последнее слово» (А. С. Пушкин - П. Я. Чаадаеву), часть вторая // Новая книга. 1998. № 8. С. 31-35.
Ф. М. Достоевский о науке и прогрессе // Вестник Российской академии наук. 1998. № 6. С. 547-553.
Пушкин как мыслитель // Вестник РГНФ. 1999. № 1. С. 176-185.
Два пути Родиона Раскольникова: «Закон Я» и «закон любви» (статья первая) // Литература в школе. 1999. № 1. С. 26-33.
Два пути Родиона Раскольникова: «Закон Я» и «закон любви» (статья вторая) // Литература в школе. 1999. № 3. С. 32-39.
Достоевский и Паскаль (творческие параллели)// Вопросы литературы. 1999. № 5. С. 75-92.
Тютчев и Паскаль (антиномии бытия и сознания в свете христианской онтологии) // Русская литература. 2000. № 3. С. 53-74.
Тютчев и Паскаль (антиномии бытия и сознания в свете христианской онтологии) // Русская литература. 2000. № 4. С. 26-45.
«Мундирное человечество», или «Народная личность»? (Культурно-историческая полемика во второй половине XIX века). Статья первая // Литература в школе. 2000. № 4. С. 38-47.
«Мундирное человечество», или «Народная личность»? (Культурно-историческая полемика во второй половине XIX века). Статья вторая//Литература в школе. 2000. № 6. С. 34-42.
Черты правления Николая I // Москва. 2000. № 9. С. 172-196.
Куда движется история? // Литературная учеба. 2000. № 6. С. 78-119.
Dostoevsky et Pascal (parallèles créatrices) // Revue de la littérature comparée. 2000. № 4. Р. 493-514.
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) // История русской литературы XIX века (70-90-е годы). М., 2001. С. 63-162.
«Прощай, философия», или Марбургский философский опыт на пути становления поэтической личности Бориса Пастернака // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. 2001. Специальный выпуск. С. 48-55.
Христианство и политика в историософии Ф. И. Тютчева. М., 2001. № 8. С. 180-199.
«Лучший человек...» (о положительном герое в творчестве Достоевского)// Литература в школе. 2001. № 5. С. 2-7.
Спор Достоевского с П. Я. Чаадаевым о роли православия и католичества в мировой истории // Dostoevsky und Deutschland. Baden-Baden, 2001. P. 79-80.
Пушкин как аналитик художественных подходов в западноевропейской литературе // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. 2002. № 2. С. 3-9.
«Русская география» (христианская историософия Ф. И. Тютчева) // Наше наследие. 2003. № 67-68. С. 64-74.
Переводы с французского и комментарии историософских и публицистических статей Ф. И. Тютчева // Тютчев Ф. И. Полн. собр. соч. и писем: В 6 т. М., 2003. Т.3 С. 109-520.
Христианский контекст образа Татьяны Лариной в «партитуре исполнителя» оперы «Евгений Онегин» // Христианская культура: прошлое и настоящее. М., 2004. С. 23-32.
А. С. Хомяков как личность и мыслитель // Хомяков Алексей. Сочинения. Церковь одна. Семирамида. М., 2004. С. 7-18.
Творчество Ф. И. Тютчева и зарубежная литература // Зарубежная поэзия в переводах Ф. И. Тютчева. М., 2004. С. 11-47.
А. С. Хомяков: взгляд на человека и историю // Наше наследие. 2004. № 71. С. 87-90.
Ф. М. Достоевский о границах естественного права // Symposium of the Dostoevsky International Society. Jeneve, 2004. C. 232-233.
«Отчёт о виденном, слышанном и прочитанном…»// Достоевский Ф.М. Полн.собр.соч. в XYIII томах. М., 2004.Т. XI. C.623-649.
Художественное завещание Достоевского// Достоевский Ф.М. Полн.собр.соч. в XYIII томах. М., 2004.Т.XIII. C.301-324.
Тютчевская историософия: Бог, человек и история, Россия, Европа и революция // Новый мир. 2005. № 11. С. 142-162.
Россия и Запад в историософии Ф. И. Тютчева // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. 2005. № 2. С. 50-60.
Тютчев как христианский поэт и мыслитель // Кирилл и Мефодий: Духовное наследие. Калининград, 2005. С. 12-32.
Война и мир на страницах «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского // Война и мир в русской словесности, истории и культуре. Калининград, 2005.С. 92-105.
Земное и небесное в творчестве Ф. И. Тютчева // Ф. И. Тютчев и Православие. М., 2005. С. 7-68.
Ф. И. Тютчев и П. Я. Чаадаев (Жизненные параллели и идейные споры друзей-«противников») // Ф. И. Тютчев: Pro et contra. СПб., 2005. С. 868-884.
Религиозно-антропологические основы глобального культурного кризиса Нового времени (на материале русской классической литературы) // Глобальный кризис: метакультурные исследования. Шуя, 2006. Т. 1.С. 74-86.
Культурно-историческая память, самосознание личности и творимая действительность // Культура и памет. Варна, 2006. С. 7-19.
Христианская историософия Ф. И. Тютчева и особенности её интерпретации // Философские науки. 2006. № 7. С. 56-75.
Душа и деньги // Ф. М. Достоевский. Подросток. М., 2006. С. 562-569.
Недостатки охранителей обращаются в оружие разрушителей…» («Тайна человека» и «Письмо о цензуре в России» Ф.И. Тютчева)» // Наш современник, 2006, №7 ,С. 254–273.
Взаимосвязь христианской онтологии, антропологии и этики в историософии Ф. И. Тютчева // Религии мира: история и современность. М., 2006.С. 96-110.
«Всемирная отзывчивость» Пушкина и место «Подражаний Корану» в его творческой эволюции // Литература в школе. 2006. № 1. С. 13-14.
«Спор» Ф.М. Достоевского с П.Я.Чаадаевым о роли православия и католичества в мировой истории// Родное и вселенское.М.,2006.С.351-366.
Послесловие и комментарии к роману Ф.М.Достоевского «Бесы». М., 2006. С.637-669.
Послесловие и комментарии к роману Ф.М.Достоевского «Подросток». М., 2006. С.562-574.
Послесловие и комментарии к роману Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». М., 2006. С..798-827.
Послесловие и комментарии к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». М., 2006. С.527-542.
Послесловие и комментарии к книге: Фёдор Михайлович Достоевский «Дневники». М., 2006. С.5-48; 651-660.
Вечное предостережение// Достоевский Ф.М. Полн.собр.соч.в XYIII томах. М., 2006. Т.IX. C. 525-543.
Послесловие и комментарии к книге: Пётр Яковлевич Чаадаев «Философические письма: Статьи. Афоризмы. Письма». М., 2006. С.442-542.
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)// История русской литературы XIX века (70-90-е годы). М., 2007. (2-ое изд.). С.63-162).
Современный мир и философия И.В.Киреевского// Иван Киреевский. Духовный путь в русской мысли XIX-XXI веков (к 200-летию со дня рождения). М., 2007. С. 10-60.
Вниз по течению? // Литературная газета. 2007. № 14.
La réception de la personne et de l’oeuvre de Pascal chez L. N. Tolstoy // La Russie et le monde francophone. Ottawa, 2007. P. 199-205.
Ф. И. Тютчев как предтеча критики интеллигенции в «Вехах» // Сборник «Вехи» в контексте русской культуры (Лосевские чтения). М., 2007. С. 133-143.
Фёдор Тютчев о назначении человека и смысле истории // Ф. И. Тютчев. Россия и Запад. М., 2007. С. 3-24.
Бремя человечности // Федор Достоевский. Идиот. М., 2008. С. 7-24.
L. N. Tolstoy about Human, Reason and Science, Democracy, Civilization and Progress: The Author’s “Dialogue” on the Рages of “Diary” with the Contemporaries and Descendants // Siberian Studies. 2008. Vol. XII-1. Pai Chai University Korean-Siberian Center. P. 121-188.
Православие как основание христианской историософии Ф. И. Тютчева // Русская словесность в мировом культурном контексте. М., 2008. С. 355-362.
Между светом и тьмой // Путь мастерства. М., 2008. С. 6-9.
Вечный урок Н. В. Гоголя // Русский язык за рубежом. 2009. № 2. С. 9-12.
Вечный урок Гоголя//В.Л.К.…многоточие,2010:сб поэзии и прозы-М.,Литературный институт им.Горького, Высшие литературные курсы.,2010.С.5-7.
L’ordre du coeur dans la pensée de Pascal et dans la tradition orthodoxe // Chroniques de Port-Royal. Port-Royal et la tradition chrétienne d’Orient. Paris, 2009. C.51-65.
Розанов и Паскаль// Наследие В.В.Розанова и современность. М., 2009. С.501
Н.В.Гоголь и П.Я.Чаадаев (Эпизоды творческих взаимодействий)//Вестник Литературного института им. А. М.Горького .2009.№1.С.88-97.
Отцы и дети в романе «Подросток»//Путь мастерства Сборник поэзии и прозы 2010 № 2-Москва,2010.С.8-14.


Интервью
Блеск и нищета Российской интелигенции - Интервью А.Зайцевой / «Лицейское и гимназическое образование» № 2, 2005.
Тарасов Б.Н. «И насущные потребности, и дух традиций» // «ЛГ», № 1-2006, с.1.
Борис Тарасов:«На писателя выучить нельзя» - Интервью Н.Кочетковой 
//  "Известия", март 2006.
Тарасов Б.Н. Телевизор сильнее разума. Борис Тарасов: «Талантов много, а глубины не хватает». – Интервью Г. Заславскому // «НГ Ех libris», № 4-2006, с. 1, 2.
Катаева Нина. Писатели-фотографы // «Аргументы и факты», № 42-2006 .
Казначеев Сергей. Куда мчится паровоз истории? // ЛГ, № 44-2006.
«Дом, где развиваются сердца». Почему конкурс в Литературном институте при любой власти один из самых высоких в стране? На вопросы корреспондента «Российской газеты» отвечает ректор Литературного института // Российская газета, №41 (28 февраля), 2007.
Время собирать церкви комментарий (подготовила Елена Новоселова) // Рос. газета, 18 мая 2007г.
Тарасов Б.Н. 16 человек на вакансию поэта. Ректор Литературного института Борис Тарасов: о своем вузе, литературе и литераторах // Российская газета, № 67п, 2 апреля, 2007.
Гражданская экспертиза, Дневник писателя. Зачем народ откровенничает в Интернете (Елена Новоселова), ответы и Б. Тарасова //Российская газета, 2007, № 4422, 25 июля.
Басманный философ. Вышли в свет уникальные архивные документы о жизни и смерти Петра Чаадаева. беседовала Елена Новоселова с Борисом Тарасовым, Рос. газета, 2008 ,№ 4646, 24 апреля .
Тарасов Б.Н. «Чтобы попасть в цель…» Беседа Юрия Куликова в журнале «Встреча. Культурно-просветительная работа. № 4-2007, С. 12-20 (рубрика Откровенный разговор)
Тарасов Б.Н. «Не растерять свободу творчества», беседовал Владимир Березин. «Книжное обозрение», 2008 ,№ 50 (2216) ,С.3.
Борис Тарасов: «Среди будущих писателей наивных романтиков немного». Самый литературный вуз страны отмечает юбилей. Беседовала Ольга Рычкова, НГ-EX LIBRIS, № 43, 27 ноября 2008 г.
Борис Тарасов: «Современные писатели разучились не только понимать, но и изображать светлое…» Учительская газета, № 42, 14 октября 2008 г.
Былое и думы. Беседа с ректором Литинститута Б.Н. Тарасовым, Галина Переверзева, «До 16 и старше», № 3, 2008 .
Лит, который не канет в Лету, (Литературному институту – 75 лет, интервью с препод. и студ.), послосу подг. Ирина Орлова и Арина Депланьи, студент. Литинститута // Литературная газета, 30 декабря 2008г. , № 49.
«Наши строительные планы напрямую связаны с творческими», интервью подготовила Марина Мамона, 26 ноября 2008 г. (Православная книга. Интерфакс)
Борис Тарасов. Спрос на писателя не исчез. (Беседовал Камиль Тангалычев).// Лит. Россия, № 15, 17 апреля 2009.
Материал подготовила Татьяна Гавердовская, Библиотеки и читающая Россия.// Вестник библиотек Москвы № 2, 2008.
Поиски направления.Железная дорога нашла особое место в русской беллетристике.Интервью Нины Катаевой.//Гудок-2010-№158,3 сентября-С.7.
Писатель Борис Тарасов: «Люди нравственные – главный ресурс страны». Интервью Н.Катаевой
// Ежедневная электронная газета «ФАЙЛ-РФ», 24 августа 2011 года.

Рецензии
Доброхотов Александр. Избирательное сродство (о книге Б.Н. Тарасов. «Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М., Языки славянской культуры. 2004, 896 с., ил. (Studia philological) // Новый мир, -2005 г. - №7, - с. 178 - 180.
Воропаев Владимир. «Мыслящий тростник» (о книге Тарасов Б.Н. «Мыслящий тростник»: Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М.: Языки славянской культуры, 2004, 896 с.). // Москва, № 3, 2005, с. 209 – 211; Литературная учеба, № 2, 2005, с. 222 – 224; Русский Паскаль (Борис Тарасов. «Мыслящий тростник»: Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М., Языки славянской культуры, 2004, 896 с.). // НГ EX LIBRIS, четверг 23 июня 2005, с. 6.
Борисов Ю. (о книге Б.Н. Тарасов. «Мыслящий тростник»: Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М., Языки славянской культуры, 2004, 896 с.). // Первое сентября. Литература, № 2, 16031 янв. 2005, C. 47.
Березин Владимир. Сто тысяч паскалей (Тарасов Б. «Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М., Языки славянской культуры, 2004, 896 с., 2000 экз.). // Книжное обозрение, № 21, 2005, C. 6.
Казначеев Сергей. Бесконечная сфера (Б.Н. Тарасов. «Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. М., Языки славянской культуры, 2004, 896 с.). // Литературная газета, № 11, 23-29 марта, 2005, C. 13.
Гачева Анастасия. Пророчества «тайнозрителя» (Борис Тарасов. Историософия Ф.И. Тютчева в современном контексте. М., Наука, 2006, 160 с.). // EX -LIBRIS, 22 февраля 2007, C. 11.
Рычкова Ольга. Классик ХХI века (Тарасов Б.Н. Историософия Ф.И.Тютчева в современном контексте) // «Литературная Россия»-07 - №10 - с.5.
Цибизова Лилия, кандидат философских наук. Поэт-мыслитель о судьбах России (Тарасов Б.Н. Историософия Ф.И. Тютчева в современном контексте) // Встреча. № 4-2007, С. 42-43
Яковлева Галина // У книжной полки - 2008 –C.79.
Касаткина Т.Человек с молоточком // Новый мир -2002 - №10 - с.174-177.
Громов М.Н. Б.Н.Тарасов Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе: Сборник статей. // Вопросы философии-2008 - №8 - с.181-184.
Есаулов И.А.Россия и революция: вокруг наследия Ф.И.Тютчева // Вестник Литературного института-2007 - №1 - с.112-122.
Степанян Карен В ожидании «Ускоренного Апокалипсиса»?..Борис Тарасов Куда движется история? Метаморфозы людей и идей в свете христианской традиции. // Континент-2003 - №116-С219-230.
Герасимов Александр. Хором о мире и атмосфере (Эстафета воспоминаний о литературном особняке столицы. НГ-EX LIBRIS, 2009 , 12 марта (есть фото) .
Рец. без назв. и ук. автора на кн.: Тарасов Б.Н. «Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. – М.: Языки славянской культуры, 2004. // Книжное обозрение .2005. № 7. С.3.
Шатохина О.Пушкин и Паскаль: думание о человеке .Рец. на кн.: Тарасов Б.Н. «Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. – М.: Языки славянских культур, 2009. // Литературная газета-2010 .№10.С.7.
Трапезников Александр Не ропщите на Господа … Рец. на кн: Тарасов Б.Н.
«Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. – М.: Языки славянских культур, 2009. // Литературная Россия -2010 .№20-21.С5.
Рец. без назв. и ук. автора на кн.: Б.Н. Тарасов. Историософия Ф.И. Тютчева в современном контексте // Лит. газета. 06. № 25-26. С. 1.
Г.З. МАССЛИТ позапрошлого века. Вестник Литературного института им. А.М. Горького. 2007, № 1, 240 с. (к 60-летию Б.Н. Тарасова) НГ EX LIBRIS , 2007, 20 сент.
Герасимов Александр. Хором о мире и атмосфере. НГ EX LIBRIS, четверг 12 марта 2009 г.
Каменский. З.А. О современных прочтениях П.Я. Чаадаева // П.Я. Чаадаев: pro et contra // Сост., вступ. ст., примеч., указ. А.А. Ермичева и А.А. Златопольской, библиогр. С.Ю. Баранова. СПБ.: РХГИ, 1998. – 880 с. – (Русский путь).
Медведева О.Выстрел в темной ночи .Столичный культ «басманного философа» // НГ ЕХ LIBRIS, 2008г.,17 июля.
Томачинский В. Спасаясь из плена короткомыслия. Чаадаев и Достоевский в королевстве кривых зеркал. Рец. На кн.: Тарасов Б.Н. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский –М.,Academia,1999. // НГ EX LIBRIS ,2000,24 февраля. Фомин В. Чаадаев и Достоевский в одной книге. Рец. на кн.: Тарасов Б.Н. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский(христианская мысль и современное создание).- М.,Academia,1999 // Православие.Ru Актуальные темы.11.06.2001.
Васильев А. Дитя молвы и сын столицы. Рец. на кн.: Тарасов Б.Н. Петр Чаадаев в Москве. -М.: «Московские учебники и Картолитография»,2008. // Литературная газета,2008,№25.
Созина Е.К. Творчество Ф.И.Тютчева в российском литературоведении // Известия Уральского государственного университета, Гуманитарные науки.Вып.8.,2004,№33.
Бочаров С. Тютчевская историософия: Россия, Европа и Революция. Рец.на книгу: Ф.И.Тютчев. Полн. собр.соч.в 6-ти т.(Сост., перевод, подготовка текста, комментарии Б.Н.Тарасова)-М, Издательский центр «Классика»,2003,528с.) // Новый мир-2004- №5.

Версия для печати


доставка грузов из владивостока | Продажа вилл на кипре также читайте.